В рамках периодически повторяющейся акции «Оторви жопу от стула и пощупай мир руками» я посетила мастер-класс по шелкографии в недавно открывшейся студии Fisher Eye Studio.

Сама студия стратегически верно расположилась неподалеку от Британки, возможно, поэтому там постоянный аншлаг. Кстати, там действует открытая мастерская. Если вы уже умеете пользоваться оборудованием, то можете прийти и поработать, предварительно заплатив за аренду рабочего места и оборудования. А если не умеете, пройдите вводный инструктаж и все!

 

Немного о мастер-классе и вообще о шелкографии

Во-первых это очень крутой и крафтовый процесс, который перестраивает восприятие современного дизайнера, привыкшего к безграничным возможностям сочетания клавиш Cmd+C, Cmd+V, Cmd+Z.

Здесь все как я люблю: ты имеешь право на ошибку, которая в свою очередь может привести к появлению случайных, но очень крутых эффектов в твоей работе.

На мастер-классе не обошлось, конечно, без дурацких костюмов. Не понимаю, почему никто кроме меня не позарился на этот единственный и такой крутой фартук:


 

Подготовка пленок

Итак, для начала подготовим позитив того изображения, которое планируем печатать. Есть несколько нюансов, но основная мысль состоит в том, чтобы разделить в фотошопе или другой программе все цвета на черное и белое. После этого полученную картинку печатаем на прозрачной пленке на обычном принтере. Белый цвет не печатается, а остается прозрачным. Черный цвет должен пропечататься хорошо, быть плотным и непрозрачным. Если принтер оставил пробелы или полосы, можно подкрасить тушью или маркером.

Одна пленка — один цвет. Если планируете печатать несколько цветов или полноцвет (CMYK), то нужно делить изображение на каналы и печатать несколько пленок, где каждая отвечает за отдельный цвет или канал.

Хозяйке на заметку

Знаю, мои объяснения могут показаться не очень понятными. Поэтому рекомендую зарегистрироваться на сайте Skillshare и посмотреть там лекцию про создание постера. Там чувак подробно объясняет как делить цвета для трехцветной шелкографии, а также рассказывает про наложение цветов и прочие фишки. По ссылке первые 3 месяца подписки всего 0,99 бакса, а потом подписку можно отменить.

 

На мастер-классе мы печатали только одним цветом, поэтому, чтобы сохранить светотени и объем, мою фотографию пришлось обработать в фотошопе так, чтобы получилось изображение, похожее на снимок в старой газете — много мелких черных точек. Если у вас плоская векторная картинка, то такие заморочки не нужны, просто красите в черный цвет изображение, а фон оставляете белым.


 

Подготовка экрана

Затем с помощью специальной светочувствительной краски, темной комнаты, аппарата с лампами и капельки волшебства изображение экспонируется на экран — планшет с натянутой на него специальной тканью.

Если кратко, то в темной комнате при свете красной лампочки на планшет сначала наносится фото-краска, сушится, затем планшет и пленка с позитивом кладутся друг на друга под лампу, и происходит тот самый процесс экспонирования.

После экспонирования УФ-излучением фото-краска полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытых черными пятнами на картинке). Участки со смытым фотослоем становятся печатными элементами.

Наш преподаватель смывает излишки краски.

Создание отпечатка

А дальше все просто, кладем планшет на лист бумаги, сверху наливам немного краски, проводим по планшету шпателем, распределяя краску, краска проходит сквось ткань планшета и попадает на бумагу. Вуаля! Картинка готова.

Мне очень понравилась идея того, что, даже если предполагается один слой и один цвет краски, можно делать градиенты! Капаешь две краски рядом, проводишь шпателем, и получается вот такая красота!

Процесс вдохновляющий и завораживающий. Не смотря на то, даже, что очень быстро устает спина, да и вообще все тело.


 

А теперь, друзья, вопрос

Если вы знаете, где можно недорого купить ткань для шелкографии и всякие реактивы, то напишите мне. Хочу печатать дома, сил нет!

Небольшой и слегка абстрактный видос про то, как это было: