Всю свою сознательную жизнь я хотела водить не машину, а мотоцикл. В мечтах я обычно представляла, как подруливаю к офису на крутом байке в черном кожаном костюме, снимаю шлем, а из под него вырывается грива идеально уложенных кудрей. Но с возрастом что-то пошло не так, и я решила получить права категории В.

В этом посте я подробно расскажу, сколько сил, времени и денег было вложено в эту идею, опишу процесс сдачи экзаменов, отвечу на вопросы про прописку и получение справок.

Погнали?

Начну с главного. Это пост не про покупку прав и не про сдачу по-хитрому ; )

Меня часто спрашивали, мол, Лёль, а ты не хочешь «подстраховаться», чтобы точно с первого раза сдать? Соблазнительное предложение, с одной стороны. Но я с самого начала приняла решение: что бы ни случилось, сдаю сама. Никакой халтуры, только хардкор! В конце концов мне потом ездить самой, возить друзей, родных и любимых. Поэтому я даже не узнавала, сколько финансовых вложений потребует такая подстраховка.

ВЫБОР АВТОШКОЛЫ
1. Расположение

Я выбирала по принципу «не лень добираться», то есть, в своем районе, чтобы можно было дойти пешком.

Некоторые автошколы предлагают пройти теорию онлайн по видео лекциям. В моей такого бонуса не было, но в итоге это оказалось плюсом. Гораздо полезнее, если преподаватель вам на уроке расскажет истории из жизни, носом ткнет в какие-то особо важные места или даже вызовет к доске. Так материал усвоится гораздо лучше.

2. Официоз

Школа должна пройти проверку и иметь все положенные заключения от ГИБДД. На сайте гибдд.рф/drivingschools можно проверить любую автошколу. Ее там нет? Это какой-то стремак, подумайте сто раз, прежде, чем туда идти.

3. Плата за обучение

Некоторые автошколы могут кроме указанной цены за обучения брать какие-то дополнительные деньги, например, за занятия в выходные или во внеурочные часы. Вообще может быть куча разный доплат. Если стоимость обучения на сайте описана как-то мутно или по частям — это явный признак подставы.

В плату за обучение не входят:
— мед. справка (хотя в моей школе это было включено в стоимость),
— пошлины за получения справок у психиатра и нарколога,
— 500 р. за каждую последующую пересдачу, если с первого раза не сдал экзамен,
— пошлина за получение прав.
Все. Никаких дополнительных уроков или доплаты за занятия по выходным никто навязать вам не может.

4. Отзывы и реальность школы

Один из самых неоднозначных пунктов — это отзывы. Сложно определить, какие из них реальные, какие нет. Я долго сомневалась между двумя школами. В итоге выбрала ту, которая активно ведет соцсети, постит фото и видео с учениками, преподавателями, репортажи с экзаменов. У них ужасный сайт, но при этом фото машин, классов и площадок с людьми и с логотипом школы.

На самом сайте и в разделе «Фото» должны быть не красиво отфотошопленные картинки с людьми из фотостока, а, пусть не идеальные и художественные, но настоящие фото из жизни, снятые хоть на телефон.


Скриншоты с сайтов двух разных автошкол

Полезно читать скорее не позитивные, а негативные отзывы. Так от другой автошколы меня отпугнули сообщения о том, что после прохождения теории люди очень долго не могли договориться с преподами о времени вождения. Что нет машин и школа не отвечает на звонки. Еще странным показалось время работы офиса — всего два часа в день.

Вообще, сходите в класс, где будут проходить занятия, осмотритесь. В моей школе как раз шла лекция, я увидела преподавателя, который был на фотках на сайте, оценила конфетки в вазочке и инструкцию в туалете. Забота всегда проявляется в мелочах, особенно, если мелочи такие смешные:

 

5. Подробности о сдаче экзаменов в ГИБДД

У каждой автошколы свои отношения с ГИБДД. Напишу, что такого классного было в моей.

— ГИБДД расположено относительно близко. Я живу у метро Отрадное, отделение, где сдавала, расположено недалеко от Дмитровского шоссе. Пару раз я добиралась туда на маршрутке, чаще на такси. Уезжала всегда на маршрутке или автобусе. Это не самое удобное расположение, но, по крайней мере относительно близко, не нужно ехать в Мытищи или в Химки, например.

— Экзамены в этом ГИБДД сдает только наша школа или наша плюс еще одна. Даже при таком раскладе на сдаче много людей, особенно это касается сдачи площадки. Можно было ждать несколько часов. Теория проходит побыстрее, а до города мало кто доходит. А вот площадка — самый долгий этап. Представляете что было бы если бы там сдавали 4 или 5 школ одновременно? Ужас.


Площадка ГИБДД на Пяловской, 21

 

НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ
Документы

Сдавать на права россиянину в России можно в любом городе и в любой автошколе. Точно также можно ставить купленную тачку на учет где угодно. Для этого не нужна никакая прописка или регистрация, ни временная, ни постоянная. Сложности начинаются, только если ты гражданин другой страны.

Медицинскую справку можно получить в своей автошколе. Где-то за это берут отдельный взнос, где-то не берут. Никаких сложностей в получении медсправки тоже нет.

Самый неприятный момент — получения справок от нарколога и от психиатра. Их выдают только по месту прописки. То есть у меня — в Екатеринбурге. К счастью, перед тем, как идти учится, я как раз летела домой, поэтому съездила во все диспансеры и получила нужные справки сама. Справка от нарколога стоила — 317 р., от психиатра — 378 р. На такси я съездила и сделала все дела за пару часов.

Как мне сказали в автошколе, если нет возможности лететь в свой город, можно как-то удаленно получить эти выписки, но за это берут какую-то дополнительную комиссию. В общем, в беде вас не оставят.

Теория

Итак, деньга заплачены, документы получены, идем учиться.

С теорией все просто. Выбираешь будни или выходные и ходишь на занятия. Я ходила один раз в неделю по субботам на 4 часа и за 9 занятий с начала марта до конца апреля все прошла. Потом сходила в отдельный день на экзамен в автошколе, сдала с первого раза.

Параллельно занятиям можно решать билеты на сайте pdd24.com или в приложении каком-нибудь. Я купила приложение «Экзамен ПДД», оно сделано удобно и более-менее симпатично, сохраняются ошибки и изученные темы. Если билет завалил, появляется иллюстрация недовольного гаишника, а если сдал — довольного : D Оно бесплатное, но, если заплатить, то подключается удобный режим подготовки. Стоит 249 р.

Могу порекомендовать на досуге посмотреть видосы по теории на ютубе. Я нашла классного инструктора, который подробно рассказывает основные моменты: PROвождение.


Канал PROвождение

Неплохо помогает в изучении теории разное народное творчество. Например, сигналы регулировщика можно учить по стишкам. Если палка смотрит в рот, делай правый поворот.

Одно занятие по оказанию первой помощи проводил преподаватель, проработавший много лет на московской скорой помощи. Он рассказал кучу интересных баек из жизни, объяснил, чем отличаются правила, прописанные в учебнике от жизни.

Например, никогда никому нельзя давать никакие лекарства, если вы не врач. Даже, если вас очень просят. Попал в аварию, дал кому-то из коллег по несчастию таблеточку нурофена, а тот вдруг сдох. Все, тебе хана.

Еще мы изучали различные виды перевязок на смешном манекене и друг на друге. В общем, было достаточно интересно и не скучно, как я ожидала.


Манекен, который повидал на своем веку

 

Практика

После успешно пройденного экзамена по теории в автошколе тебя допускают к практическим занятиям.


Первый день в городе

Честно говоря, у меня больше всего опасений было по поводу практики. Типа, дадут какого-нибудь инструктора стремного, который будет орать, курить, гладить по коленке.

К счастью, все сложилось более чем удачно, мне достался супер-няшный инструктор: спокойный, ненапряжный и не курящий! Ни разу за все обучения не услышала не то, что криков, но даже замечания он делал мне в очень вежливой и спокойной форме. Даже в самые-самые опасные моменты он оставался невозмутим.

Мой супер-инструктор Павел

Перед началом занятий я сообщила Паше, что для меня главное не поскорее отстреляться, а научиться нормально ездить, машины у меня все равно нет и не будет скорее всего, так что катаемся чисто для фана. Он сказал окей и мы поехали нарезать круги по асфальтированной площадке у Ашана. Так как за руль я села впервые в жизни, то первое занятие прошло под девизом «А-а-а, что делать?» Но в конце концов я втянулась, все начало получатся, рулить мне очень понравилось и я начала задумываться о том, что, возможно, мне нужна тачка.

Кстати, насчет инструкторов женского пола тоже хочу написать. В моей автошколе инструктор Марина полностью опровергла все стереотипы, существующие относительно женщины за рулем. Я сдавала с ней внутренний экзамен, пересекалась на экзаменах в ГИБДД и слышала отзывы ребят. Она классная, круто водит, хорошо объясняет. И, мне кажется, пора закопать все предрассудки поглубже в землю.

Занятие по практике проходят в любое время, которое ты выбираешь сам. Договариваешься с преподавателем и вперед. Я занималась сначала по 1,5 часа, это одинарное занятие. Затем, когда немного осмелела и пора было ехать на площадку в Мытищи или на маршрут ГИБДД, то брала двойное занятие и каталась по 3 часа.

Честно, это было тяжело. Во-первых, стремно: тебя постоянно подрезают, все сигналят, не понятно куда ехать. Плюс сложно физически: с непривычки болят ноги и спина. К концу занятия ты просто выжатый лимон и морально, и физически. Я приходила домой, падала на кровать и просто спала пару часов.

Конечно, можно сделать пит-стоп, выпить кофе. Но иногда просто хочется побольше проехать, например, перед экзаменом. И ты фигачишь три часа без остановки сцепление-газ-сцепление-тормоз.


Главное так не уехать

Приключения

Сколько жести я повидала за время обучения, я не вижу даже сейчас, когда каждый день езжу по Москве. Чуваки, которые резко перестраиваются перед тобой на Лексусах. Любители «шашечек» и ребята из серии «поворотники? Не, не слышал» — все это было в огромных количествах.

Но иногда происходило кое-что смешное. Например, однажды, стоя на светофоре, я увидела сзади раздолбанную тачку. «Опасные ребята» — сказала я своему инструктору. И вдруг дверь этой тачки открывается, водитель выходит и идет ко мне! Наклоняется и в окно протягивает мне шоколадку со словами «Все получится!»


Пока добрались до пит-стопа, шоколад немного подтаял

Другие преподы

Я свято верю, что надо учиться у разных преподавателей, поэтому я несколько раз занималась с инструкторами не из своей школы и на разных машинах. В целом я успела потестить Хёндай солярис, Мицубиси лансер, Рено логан, Тойоту короллу. Даже Ладу гранту на экзамене разок сдвинула с места 😀

В целом это был очень полезный опыт. Я покаталась и с дедом-пердедом, который курил всю дорогу в машине, и с лихачом, который напевал шансон и заставлял меня ехать шашечками по Дмитровке, и с супер классным Димой, автором блога PROвождение, единственным, которого я могу порекомендовать из всех дополнительных инструкторов:)

Кстати, у Димы на Ютубе есть видео с маршрутами ГИБДД на Пяловской, которые мне очень и очень помогли. Советую поискать видосы с ваших маршрутов и посмотреть несколько раз. Инструктора часто записывают их и комментируют опасные моменты или ошибки учеников.


Скриншот из видео с маршрута

 

Экзамены

После того, как ученик откатал все положенные по программе часы, он может сдавать экзамены. Сначала нужно сдать площадку в автошколе, этот экзамен принимает любой инструктор, с которым ты не занимался. В некоторых автошколах заставляют сдавать еще и город, но в нашей такого не было. Затем тебя допускают к экзаменам в ГИБДД.

В автошколе площадку я сдала с третьего раза.
Первый раз не въехала в бокс, подмяла под себя конус.
Второй раз чууууть-чуууууть задним бампером нависла над линией разметки во время разворота в ограниченном пространстве. Я считаю, что тут уже дядя инструктор придрался, он даже вышел из машины, чтобы проверить, точно ли это ошибка. Но спасибо ему за это. У меня было время потренироваться и сдать еще раз все идеально.

В ГИБДД я сразу сдала теорию. Если тренируешься и учишь билеты на сайте или в приложении, то проблем быть не должно.

Площадку сдала со второго раза. В первый раз мне попалась Лада Гранта. И это отдельная песня.


Делюсь впечатлениями в соцсетях сразу после экзамена

Ну со второго раза я сдала без проблем, один раз заглохла при движении задним ходом. На старых тачках важно поддавать газку, когда едешь назад. Иначе глохнешь, как черт.


Немного свежих впечатлений после сдачи

В итоге город я сдала с пятого (!) раза. Самое сложное было психологически настроиться и не грустить.

Мои ошибки на сдаче:

1. Разворот и движение задним ходом на Т-образном перекрестке и помеха другим участникам движения
Там такой перекресток был, с виду как прилегающая территория, да его там вообще не видно было!

2. Невыполнение команды инспектора
Отказалась повернуть направо из второго ряда через сплошную, так как в первом ряду был неправильно припаркован грузовик

3. Поворот направо не из крайнего правого положения
На том же перекрестке из-за того же грузовика, самая обидная ошибка

4. Проезд светофора на желтый сигнал
Грузовик закрыл светофор, а когда открыл, оказалось, что еду на желтый. На какой я начала движение, остается загадкой. Я думала, зеленый

Ну а на пятый раз все сложилось идеально, я решила наконец расслабиться, не спешить, комментировать все, как я привыкла, и будь, что будет. Ну и сдала.

Инспекторы ГИБДД и завалы на экзамене

Хочу осветить очень важный вопрос. Все говорили мне, что инспекторы на экзамене валят кандидатов в водители.

Так вот, из всех моих попыток такого не было ни разу! Ни один инспектор не делал и не просил ничего такого сверхъестественного. Все разы тупила я сама. А экзаменаторы потом очень вежливо и по-доброму мне разъясняли, в чем я была не права и как надо было сделать. Вообще все ГИБДДшники мне показались очень человечными и даже ласковыми. Понятно, что они вели себя строго и ошибок не прощали, но при этом по-человечески нормально со мной разговаривали и даже, как мне показалось, огорчались, когда я косячила: «Девушка, ну куда вы так спешите, подождали бы немного и на зеленый спокойно поехали».

Зачем экзаменаторам валить тебя, если ты сам прекрасно валишься. Особенно, когда ты не готов и приходишь на экзамен в спешке и с желанием поскорее сдать. Испытано на себе.


Инфографика на стене ГИБДД

Победа

Когда я услышала «Оценка за экзамен: сдала», я не поверила своим ушам. Вышла из машины и тут же начала всем звонить, потом вызвала такси и поехала на работу.

И это было главной ошибкой. Нужно было пилить в ГИБДД и получать права. А за пару дней до этого неплохо было бы заплатить взнос за права на сайте госуслуг, платеж идет несколько дней, поэтому попытка заплатить сразу после экзамена и быстро получить может не сработать.

Поэтому права я получила только через пару дней.


Видели бы вы лица людей, ожидающих экзамена на площадке, когда я делала эту фотку : D

Обучение я начала в марте, а экзамены сдала в декабре. За это время я много всего передумала, пострадала, помучилась, сгребла все денежные накопления, накопила еще чуть-чуть. И поэтому первое, что я сделала, выйдя из отделения ГИБДД, — вызвала такси и поехала в автосалон VW в надежде на тест-драйв.

Менеджер автосалона посмотрел на меня, спросил «вы что, только сегодня права получили?» и снисходительно разрешил посидеть за рулем, но не прокатиться.


Пускаю слюни на Поло

 

Деньги и время

Машина — не дешевое удовольствие. Получение прав тоже требует кучу денег и времени. Ниже подробно опишу сколько я потратила на получение прав. И сама ужаснусь вместе с вами.

Обучение в автошколе — 39 000 р. (теория — 12 000 р. и практика (36 часов) — 27 000 р.)
Справка от нарколога — 317 р.
Справка от психиатра — 378 р.
Все пересдачи в автошколе и ГИБДД (7 штук по 500 р.) — 3500 р.
Госпошлина за получение прав со скидкой на Госуслугах — 1400 р.
----
Дополнительные занятия по вождению (59 часов) — 51 200 р.
Из них 6 часов уже после получения и на своей машине

Итого: 108 034 р. и 95 часа вождения

В среднем занятие с инструктором может стоить от 1000 до 1500 рублей за полтора часа.

В итоговую стоимость не включились деньги потраченные на кофе во время занятий и на такси до места экзамена : )

 

После получения прав

После получения прав и покупки своей машины я еще два раза занималась со своим инструктором. Первый раз мы проехались по городу, до работы, по центру, по МКАДу. Второй раз сгоняли по трассе, чтобы я смогла спокойно разогнаться и относительно не ссать под присмотром профессионала.

Паша, как настоящий профессионал, пришел со своим дополнительным зеркалом на присоске, над чем я, конечно, долго ржала. Но это важная деталь.

На этом мое обучение закончилось и началась взрослая жизнь : D

 

Контакты

→ Школа «Авто Люкс»: auto-moto-school.ru
Если вы живете на севере Москвы, горячо рекомендую присмотреться к автошколе, с которой я занималась, филиалы есть у м. Отрадное, ВДНХ, Ботанический сад и Бабушкинская.

→ Инструктор Павел Сластенов: инстаграм, Вк
Рекомендую инструктора, с которым я прошла этот нелегкий путь от кандидата, хе-хе, до водителя.
Если вы уже получили права, но давно не ездили, то за пару занятий он поможет вам наверстать упущенное. Лично я рекомендую покататься и в темное, и в светлое время суток. Вождение вечером — отдельная жесть. Павел работает в районе м. Отрадное и в Мытищах, но я думаю, ради классного препода можно пару раз съездить.

→ Супер-блог PROвождение и супер-инструктор Дмитрий: ютубчик

→ Сайт с билетами: pdd24.com

→ Приложение для смартфона: «Экзамен ПДД»

→ Проверка автошколы на сайте ГИБДД: гибдд.рф/drivingschools

 

Поделитесь этим постом

Если ваши друзься собираются сдавать на права, поделитесь постом в соцсетях. А если вы нашли тут полезную информацию, угостите Ле кофе. Не представляете, сколько кофе тратится на написание таких лонгридов!